fbpx
Крымский «референдум»: а был ли мальчик? - картинка 1

Крымский «референдум»: а был ли мальчик?

Крымский «референдум»: а был ли мальчик?

День так называемого «крымского референдума» проукраинские крымчане стараются не акцентировать. Сам Путин свое детище уже делегитимизировал, признав, что российские войска «взяли под охрану» административные здания в Крыму еще до того, как было принято решение о его проведении. Тем не менее миф о том, что «референдум» состоялся, уже год продолжает жить своей отдельной жизнью в информационном пространстве Украины и не только.

Давайте вспомним недавнюю историю. 18-20 февраля 2014, расстрелы на Майдане. 23 февраля «выборы» «народного мера» Севастополя. Все в кавычках, потому что ни то и ни другое не является законным. Далее, 26 февраля два митинга под Верховной радой Крыма. Один – большой – за единство Украины, второй – раза в два меньше – за сепаратизм. Немного потолкались, разошлись, казалось бы, договорившись. Милиция бездействует.

А дальше – оккупация. 27 утром видео вооруженных «зеленых человечков», проникающих в СовМин под покровом ночи. В тот же день за наглухо закрытыми дверьми Рады АРК увольнение одиозного премьер-министра Крыма Анатолия Могилева, назначение Сергея Аксенова и решение про проведение так называемого «референдума». Никто не скажет точно, был ли кворум в зале. Но теперь мы точно знаем, что российские солдаты были. Господин Путин весь этот год нам нагло лгал.

Давайте разберемся, что такое референдум. Это голосование «за» или «против» какого-товнятно сформулированного решения, в отличие от выборов, когда голосуют за какую-то из предложенных кандидатур. Его проведение регулируется законом, должна быть возможность для агитации «за» или «против» для всех заинтересованных сторон, должна быть свобода волеизъявления, наблюдатели и пресса должны иметь свободный доступ.

А что же произошло тогда в Крыму? Во-первых, Крым был и остается частью Украины, а закона, регулирующего проведение референдума на местном уровне, в Украине нет. Это если не учитывать, что вопрос территориальной целостности можно подымать только на всеукраинском референдуме.И хотя Верховная рада Крыма приняла некое подобие закона, во-первых, по украинскойКонституции права принимать законы у нее нет, а во-вторых, какие могут быть решения в присутствие иностранных войск?

Дата события переносилась дважды, и в процессе был изменен вопрос. Сначала людей хотели попросить определиться относительно «государственной независимости» Крыма, который входит в состав Украины «на основании договоров и соглашений», а на раздумье было отведено 2 месяца, до 25 мая. Потом срок на раздумье сократили до одного месяца, а потом и вовсе всего до двух недель. При этом выбор стал между статусом субъекта Российской Федерации и «восстановлением конституции 1992 года». Что делать тем, кто не помнит, что за конституция, или просто хочет оставаться в составе Украины, никто не объяснил. Какая разница, если выбора, как такового, не было?

Свобода выбора предполагает возможность спокойно взвесить опции. Такой возможности крымчанам в тот момент никто не дал. Перекрытие доступа к украинским средствам массовой информации произошло буквально сразу после появления солдат, а из российских СМИ лилась сплошная ложь. Крымчан запугивали страшными украинскими фашистами и обещали золотые горы «дома, у себя на Родине». Смерти и похищения тех, кто осмелился иметь свою позицию, явно свидетельствовали, что другое мнение лучше придержать.

Нарушение процедур в день голосования не дает возможности установить результаты волеизъявления. Вспомним основное. Голосование в Севастополе, где, в соответствии с официальными данными, проголосовали 123% жителей. Низкое качество списков избирателей, отсутствие контроля за соблюдением принципа «один человек – один голос», отсутствие избирательных комиссий в местах компактного проживания крымскотатарского народа, Меджлис которого призвал своих сограждан в процессе не участвовать, отсутствие легитимных наблюдателей, и т.д.

Нелегитимность действа признали авторитетные международные институции, такие как Венецианская комиссия, ОБСЕ, ООН, что не помешало Путину воспользоваться придуманными результатами как ширмой для аннексии части украинской территории.

Почему сегодня важно об этом говорить? В результате агрессии России Украина временно потеряла контроль над территорией Крымского полуострова. Попытка российской пропаганды прикрыть агрессию так называемым «референдумом» вводит в заблуждение и вбивает клин между жителями Крыма и материковой Украины. Можно услышать «А, зачем нам этот Крым, если они там все сепаратисты». К сепаратистам иногда причисляют и переселенцев, которые были вынуждены покинуть полуостров, спасаясь от политических преследований российской власти.

Конечно же, есть часть крымчан, которые поверили российской пропаганде.Они продолжают утверждать, что в Украине правит «хунта», от которой их спас великий Путин. Но так называемые «результаты» так называемого «референдума» не дают никакой возможности определить их точное количество. А, следовательно, никак нельзя сказать, что их волеизъявление стало причиной последовавших событий. Путин просто разыграл некачественный спектакль при соучастии власти полуострова.

И украинцам важно знать и помнить: в Крыму не было никакого референдума. Был просто фарс, которым оккупанты пытаютсяприкрытьнезаконную аннексию.

Юлия Каздобина,

аналитик Украинского независимого центра политических исследований

Стаття підготовлена в рамках проекту “Громадськість протидіє інформаційній війні проти України”, що реалізується ЦГП “Альменда”.

Проект здійснено за підтримки Фонду сприяння демократії Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією уряду США.